НОТГЕЛЬДЫ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

05 марта 2016

В дословном переводе с немецкого слово «нотгельды» (notgeld) — звучит как чрезвычайные или вынужденные деньги. Так историки и коллекционеры-бонисты именуют банкноты, выпускавшиеся в обращение разными организациями и предприятиями на территории Германии с 1914 по 1924 г.
С начала Первой мировой войны в Германии обозначился хронический недостаток денег в обращении, в том числе и разменной монеты. Серебряные монеты пропали с началом войны. Их бережно хранили расчетливые немцы, понимавшие, что этот металл будет в цене всегда. Чтобы исправить положение, Государственный банк страны разрешил муниципалитетам некоторых городов выпускать взамен государственных монет свои заменители.
Начинающих коллекционеров нотгельды очаровывают своим хорошо выстроенным дизайном, мягкой гаммой цветов, цифровым рядом номиналов: денежные знаки укладываются в ровный ряд от пфеннигов до тысячи миллионов марок, наконец, своим возрастом: сто лет — срок почтенный. Тем не менее в собирании нотгельдов есть свои подводные камни. Дело в том, что сама линейка денег чрезвычайных обстоятельств делится на две неравные части. Первая — знаки, которые находились в реальном обращении, и позволяют изучать историю немецкой инфляции 1914—1922 гг. Вторая — нотгельды, которые рассчитаны не на участие в обращении, а на привлечение интересов коллекционеров и продажу им.
Кстати, расчеты организаторов этих выпусков были настолько точны, что именно знаки второго типа сегодня привлекают внимание коллекционеров, более того, именно они чаще всего и относятся к разряду «нотгельдов». Считается, что первые нотгельды появились в 1914 г. и выпускались по меньшей мере в 450 местах номиналами в 50 пфеннигов, 1, 2 и 5 марок. Они были достаточно примитивными - чеки, квитанции, краткосрочные обязательства, напечатанные на грубой бумаге, без серийных номеров и художественного оформления. Именно поэтому они сегодня крайне редки, менее всего известны широкому кругу коллекционеров и не привлекают их особого внимания.
По мере того как увеличивались проблемы денежной наличности на местах, быстро росло и число городов Германии, обзаводившихся собственными деньгами. Выпускали нотгельды муниципалитеты, и различные неправительственные организации и частные фирмы.
Один из первых исследователей этих знаков был доктор Арнольд Келлер, начавший собирать нотгельды сразу после их появления в 1914 г., приводил впечатляющий список приложивших руку к выпуску денежных заменителей учреждений и организаций. К 1916 г. собственные нотгельды пустили в обращение более чем 3.600 эмитентов, а в стране их курсировало не менее 70.000 различных разновидностей.
Германия — страна с высокоразвитой культурой коллекционирования. Денежные знаки, ранее не бывавшие в обращении, сразу стали предметом коллекционирования. Этим воспользовались предприимчивые бизнесмены, которые стали выпускать не просто знаки типа квитанций или чеков, служившие утилитарным целям, а художественно оформленные, красочные нотгельды, рассчитанные на привлечение внимания собирателей. При этом предпочтение сразу стали отдавать знакам серийным, когда нотгельды одного номинала одновременно издавались с разным оформлением. Так, в Нордлинге, выпустили знаки номиналом 25 и 50 пфеннигов с двумя разными изображениями оборотных сторон, в Ордруфе вышла серия номиналами 10, 25 и 50 пфеннигов с собственным изображениями для каждого знака.
Страну захлестнул поток нотгельдов, которые в принципе не предназначались для участия в денежном обращении:  Арнштадт, Берлин, Бремен, Висбаден, Гамбург, Дрезден, Киль, Магдебург, Саарбрюкен, Страсбург... Города большие и малые спешили заработать на интересах коллекционеров и весьма в этом преуспевали.
Поскольку в выпуске нотгельдов принимали одновременное участие сотни германских городов и населенных пунктов, чтобы привлечь внимание коллекционеров в Германии, они стали организовывать нумизматические специализированные выставки денег чрезвычайных обстоятельств и создавать союзы коллекционеров этих знаков.
Выставки такого рода не просто знакомили с тем, что уже вышло из-под печатных станков, но и были местом продажи знаков самого разного происхождения. При этом и сами выставки, и союзы тут же начали печатать собственные нотгельды, делая их красочными и броскими.
На разработке дизайна коммерческих нотгельдов, предназначенных для коллекционеров, выдвинулись и стали известны такие художники, как график Вальтер Хеге.
О том размахе бизнеса, который стали делать на его работах, свидетельствуют следующие факты. До мая 1920 г. Ушло с молотка 4.000 серий бон Хеге. Поскольку при этом спрос оставался велик, был напечатан еще один тираж из 20.000 серий.
Можно лишь удивляться, насколько точно угадывали интересы и вкусы собирателей организаторы бизнеса на имитации денежных знаков: серийные нотгельды, фактически красивые фантики, и сегодня привлекают собирателей.
В описаниях нотгельдов иногда встречаются не очень точные формулировки, мешающие точно понять сущность явления. Например, пишут: «Нотгельды — это банкноты городских и частных выпусков». Все вроде бы так, но слово «банкнота» в данном случае неуместно. Банкнота — денежный знак, выпущенный банком и по закону являющийся универсальным платежным средством на всей территории страны. Денежные знаки чрезвычайных обстоятельств — всего лишь заменители банкнот с обращением, ограниченным рамками региона, в котором они выпускались.
Бонисты и историки могут легко проследить аналогию частных денег Германии с такими же элементами, появившимися в России после Октябрьской революции, а так же в период Гражданской войны.
По самым скромным подсчетам, разновидностей этих знаков выпущено более 43,5 тысячи. Нотгельды были не только бумажные, но и металлические, кожаные, деревянные, даже из… ткани.

 

Будьте в курсе выхода новинок и распродаж со скидкой до 50%

Получите подборки монет, которые вы давно искали, но не могли найти и индивидуальные скидочные предложения.